Аптека — храм здоровья

АптекаНи для кого не секрет, что современные фармацевты выполняют не менее важные функции, нежели врачи. Так было всегда, и это хорошо видно на примере истории развития аптек. Конечно же, несколько веков тому назад специализированных аптечных пунктов не существовало, но их функции успешно выполняли шаманы и другие люди, которые занимались сбором целебных трав и готовили различные снадобья для соплеменников. Еще в первобытнообщинном строе лекарства применяли в том виде, в котором они встречались в природе. Растения и вещества животного и минерального происхождения люди жевали, ели, втирали в конечности и т.д. Отдаленные подобия нынешних аптек появились приблизительно в конце XIII века. Название «Apotheca» имеет ярко выраженные греческие корни. Первоначально оно означало общий магазин, но со временем смысл изменялся. Сегодня под аптеками понимаются именно специальные учреждения, предлагающие населению большой выбор лекарственных средств.Первые аптекари в России появились в 1547 г., когда Московское правительство отправило своего посла Ганса Шмета в западные страны за врачами и аптекарями для несения службы при царской семье. Этот “поход” был воспринят западными странами с неудовольствием, так как не хотелось отдавать своих специалистов варварской стране, но тем не менее 4 врача и 4 аптекаря в Россию были доставлены. Считается, что одним из этих аптекарей был Арендт Классен, голландец по происхождению. О нем есть упоминание в одной из книг Петрюса, немецкого путешественника, который приезжал в Россию в 1560 г. Петрюс писал об Арендте Классене как о самом уважаемом иностранце в России, который много лет прослужил при царской семье аптекарем. Обучение будущих аптекарей в университетах впервые практикуется во Франции и Англии в начале XIX столетия. Первоначально основной упор делался на приобретение знаний и практических навыков в производстве и использовании лекарств. Однако постепенно курсы начали включать все больше теоретических дисциплин. Это было связано с тем, что на протяжении последующих десятилетий аптеки постепенно утрачивали производственные функции и все более концентрировались на продаже медикаментов и консультировании пациентов.Таким образом, фармация как отрасль здравоохранения  довольно давно занимает достойное место в современном обществе. Красноречивым примером может служить тот факт, что в США, например, фармацевтическая промышленность по величине прибылей занимает третье место после военно-промышленного комплекса и нефтяной отрасли. В России темп роста фармацевтической отрасли в 1998-1999 гг. составил 18 %. Историю фармации можно условно разделить на три составляющие: всеобщую, частную и корпоративную историю. Всеобщую историю фармации образует вся совокупность знаний по лекарствоведению, которые накоплены за историю человечества всеми народами мира, представителями разных цивилизаций. В таком ракурсе перед нами закономерная, но относительная часть истории мировой медицины и некоторых других разделов культуры.Частная (специальная) история фармации связана с развитием отдельных дисциплин: естественно-научных, медицинских и технических, её, эту историю, составляющих. В этом плане история фармации тесно связана с историей отдельных отраслей медицины и здравоохранения (терапии, хирургии, психиатрии, педиатрии; санитарии и гигиены; и т. д.); с развитием физики, химии, биологии; инженерной технологии. То большее, то меньшее влияние на фармацию оказывали и более обширные области культуры, такие, как экономика, финансы, политика, религия, другая идеология. Они составляли внешние условия лекарственной помощи пациентам, так или иначе предопределяли формы и способы оказания такой помощи разным слоям населения в разных регионах их проживания. Корпоративная история в области фармации – это «биография» отдельной фирмы, коллектива аптеки, любой другой организации, занятой на рынке лекарств и медицинских услуг вообще. Помимо общекультурного интереса к страницам коллективного прошлого, исторические данные (год создания, личность основателя и т. д.) вполне успешно «конвертируются» на практике – они активно и по праву используются в действующих рекламных слоганах, присутствуют на торговых марках аптечных учреждений, в дизайне их офисов и торговых помещений. Аптеки оставались и будут прибыльным бизнесом. Ведь панацеи от всех болезней не существует, люди болели и будут болеть и, как ни печально, тенденция к росту заболеваний увеличивается с каждым годом. А это значит, что посетителей аптек не становится меньше.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>